В середине 1988 г. в составе делегации
мне довелось побывать в Китае - на родине у-шу с целью поближе познакомиться
с этим удивительным феноменом дальневосточной культуры.
Мы были свидетелями того, как в период
с 5 до
7 утра буквально миллионы
китайцев выходят на улицы, во дворы, в скверы, парки и выполняют различные
физические упражнения. В основном это различные виды у-шу во всем его многообразии,
хотя последние годы в Китае все большее распространение находят и
оздоровительный бег, и ритмическая гимнастика, и даже ... бальные танцы.
Китайцы специалисты подчеркивают, что
все виды у-шу направлены не только на достижение спортивных результатов, но
прежде всего - на укрепление здоровья.
В КНР у-шу изучают
в 15 институтах физкультуры, в университетах и
институтах, в общеобразовательных школах. Организацией изучения,
распространением и популяризацией у-шу как внутри страны, так и за рубежом, занимаются
государственные и общественные организации у-шу.
Следует заметить, что несмотря на
широкое распространение у-шу в Китае, абсолютно превосходства у-шу по
популярности над другими видами и формами физического воспитания не отмечается.
Большой популярностью среди населения пользуются также игровые виды спорта:
футбол, баскетбол, настольный теннис и другие.
Мы неоднократно интересовались,
спрашивали, что же побуждает китайцев заниматься у-шу? Главное в их ответах -
это вера в то, что регулярное выполнение упражнений укрепляет здоровье и
продлевает жизнь. По-видимому, вера в пользу занятий у-шу базируется на
глубоких национальных традициях, культуре, представлениях, уходящих
корнями в древнюю китайскую философию, рассматривающую человека в
единстве с природой.
Научные исследования по у-шу, начатые в КНР в последнее время, подкрепляют эту веру.
Я убежден, что регулярные занятия у-шу
будут способствовать укреплению здоровья и приобщению людей к здоровому образу
жизни. В этом плане хочется приветствовать появление по сути дела учебного
пособия по одной из разновидностей у-шу оздоровительной направленности авторов
кандидата экономических наук Попова Г. В. - руководителя школы у-шу, кандидата
технических наук Сагояна О. А. - одного из специалистов по у-шу и кандидата
медицинских наук Диденко В. В., удачно сочетающих свою профессиональную
деятельность с практическими занятиями у-шу.
Смолевский В. М. - профессор Государственного
Центрального ордена Ленина Института физкультуры.
Занятия гимнастикой у-шу, на мой
взгляд, могут помочь не только миллионам физкультурников, но и тем, кто мечтает
добиться высоких спортивных результатов. Богатый опыт дальневосточной
культуры и медицины, в данном случае синтез гимнастических, дыхательных упражнений
и массажа, не только разнообразит физическую подготовку пловца, но и расширит
познания спортсменов в области самосовершенствования как в физическом, так и в
волевом отношениях.
За более чем 10-летнюю практику
выступлений на международном уровне я неоднократно обращался к различным
схемам физической и психологической подготовки, взятым из практики восточных
школ, что несомненно сказывалось на достижении рекордных результатов.
Белиц-Гейман С. В. - мастер спорта
международного класса по плаванию, рекордсмен мира, призер Олимпийских игр.
Введение
Здоровый человек! Как мы его себе
представляем? Издревле на Руси, да и вообще в Европе, сложилось традиционное
представление о здоровом человеке, как о «здоровом» мужчине (конечно, это был
ОН -! - воин, атлет, труженик) высокого роста, с атлетическим торсом, «бычьей»
шеей, впечатляющим рельефом мышц.
С малых лет все мы знакомы с Гераклом
и Ильей Муромцем; с Микулой Селяниновичем и другими славными богатырями,
воинами, пахарями.
Из глубины веком, в памятниках
архитектуры, скульптуры и в живописи замечательные юноши и зрелые мужи, боги и
простые смертные, по подвигам равные богам, поражают нас мощью и красотой
развитого тренированного тела, стоит только зайти в ленинградский Эрмитаж или в
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, заглянуть в книги
по искусству древней Греции и Рима. Геракл, Давид, Зевс, Апполон
Бельведерский, Большой фриз Пергамского алтаря с драматической битвой богов и
гигантов ... не только вызывают восхищение, но и непроизвольное желание у
каждого мальчишки и юноши стать сильным и здоровым.
Не случайно победителям Олимпийских
игр в Древней Греции ставились на родине еще при жизни памятники, о них
слагались стихи и песни!
Несколько иной взгляд на здорового
человека в странах Востока. Мы не увидим в древней восточной скульптуре или на
замечательных картинах японского художника Хокусаи атлетов с
гипертрофированными мышцами, отличающихся богатырским сложением. На нас смотрят
вполне упитанные люди, даже с небольшим брюшком (не будем опрометчиво их
корить за гладкий выпуклый животик - это следы систематических занятий дыхательной
гимнастикой!). Приятный цвет атласной кожи, блестящие волосы, улыбка и
спокойный, сияющий взгляд...
Что же скрывается за этим обликом
здорового человека Востока? Гибкость, подвижность суставов и сухожилий,
пластика движений, познание техники дыхательной гимнастики, усиливающей
физическую и умственную деятельность, способность управлять своим телом и
волей, удивительные физические способности, ничуть не меньше, чем у героев
европейских мифов и сказаний. Все подвиги доступны герою, овладевшему гармонией
тела и духа!
Как на Востоке, так и на Западе
здоровье всегда относилось к одной из важнейших добродетелей человека.
Здоровье всегда способствовало полнокровной, счастливой, творческой трудовой и
умственной деятельности. «В здоровом теле - здоровый дух!» - истины не стареют.
Они не только вечны, но и справедливы для любого уголка мира. Основатель
знаменитой шаолиньской школы у-шу, первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма,
сын южно-индийского князя, прибывший в Китай четырнадцать веков тому назад,
также воспитывал своих учеников, по принципу «через совершенство тела к
совершенству духа».
В чем же заключается феномен
цивилизации Востока у-шу, способствующий физическому и духовному
совершенствованию личности?
Советскому человеку об у-шу известно
по ряду публикаций и телепередач. Они не только вызывают интерес, но и
порождают все больше вопросов: «Что такое у-шу»?: воинское искусство, спорт,
лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философская система».
Это, прежде всего, путь к
совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Согласно
восточной традиции существуют пять путей к совершенству: путь йога, путь
монаха, путь мага, путь агни-йога и путь воина.
Вот этому пути воина и соответствует
у-шу.
Действительно, у-шу очень
многообразно. Дословный перевод у-шу - «воинское искусство». Вполне
естественно, что возникнув несколько тысячелетий тому назад (в результате синтеза
системы древней психофизической тренировки цигун и воинских искусств) у-шу
нашло первое применение в военной области. Это и определило его название!
Основу цигун (дословно - «работа дыхания») составляют приемы мгновенного
расслабления и концентрации, тщательное продумывание каждого упражнения.
Согласно преданию, овладение воинским искусством в сочетании с занятиями цигун
помогло легендарному Желтому императору Хуанди (ок. III тыс. лет до н. э.) победить
рогатое чудовище.
Воинские искусства зародились в
древнейшие времена как приемы охоты и самозащиты от зверей и врагов. Уже тогда,
по-видимому, человек пришел к мысли о необходимости не только иметь хорошее
оружие, но и владеть мастерством его использования. А этого можно достичь
только с помощью интенсивных тренировок. Известны древние формы борьбы
чиао-ти, а также танец со щитом и топором кэнчи-ву. Около 250 лет до нашей эры
был популярен воинский спорт джаоли - состязания в стрельбе из лука и скачки
на колесницах. Первые стратеги, специалисты по ведению войн, еще 400 лет до н.
э. подтверждали важность у-шу в создании сильной армии.
У-шу также неразрывно связано с
системами профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна
как 12 упражнений ткачей шелка. Тяжелый труд ткача шелка требовал величайшего
искусства рук и колоссального напряжения физических сил (посидите с утра до
вечера за этой ювелирной работой!). Для совершенствования работы рук, снятия
усталости и профилактики возник ряд упражнений, которые вместе с секретами
профессионального искусства передавались по наследству от отца к сыну. Эти
упражнения оказались пригодными для развития навыков во владении оружием и
впоследствии трансформировались в боевую школу «восемь кусков парчи».
Лечебные и оздоровительные аспекты
у-шу составляют неотъемлемую часть народной медицины. Из китайских источников
известно, что «овладевший системами у-шу повышает защитные свойства организма
... постоянные занятия дают практическое умение в достижении крепкого здоровья
и продлевают срок жизни... тогда человеку не понадобятся целые горшки
лекарств».
История сохранила имена выдающихся
врачей Древнего Китая, обогативших у-шу своими открытиями.
Величайший врач древности Хуа-то
(141-203 гг.), успешно проводивший трепанацию черепа и показывавший чудеса
«оживления людей», использовал наблюдения за повадками животных (оленя, тигра,
медведя, обезьяны и журавля) и на основе пластики их движений, поз, приемов
борьбы создал лечебную гимнастику, из которой впоследствии образовались стили
у-шу. Со временем сюда добавились стили богомола, змеи, дракона и других
животных.
Другой знаменитый врач и философ Ги
Хон (284-364 гг.) разработал систему дыхательных упражнений «гихон». Его теории
«внутренней» и «внешней» работы легли в основу образования «внутренних» и «внешних»
школ у-шу.
«Внешним» школам свойственно атакующее силовое воздействие на противника. Здесь результат атаки зависит от мускульной силы рук ,ног и тела, от скорости и длины маха (удара).
«Внутренние» школы характеризуются
плавными, медленными движениями, при которых эффект достигается за счет
искусства расслабления и концентрации. Однако и в этих школах, используя
чередование расслабления и концентрации, можно достичь не меньших скорости и
мощи удара. Именно «внутренние» школы в наибольшей степени владеют искусством
управления «внутренней энергией тела».
Это искусство развивается на основе
психофизической тренировки и заключается в овладении определенным психическим
состоянием («состоянием духа» - «настроем»), при котором человек активизирует
и мобилизует скрытые возможности организма. Существуют различные методы
овладения этим «состоянием духа»: активный гипноз (или самогипноз) с
использованием медитации, а также прохождение «Пути воина», предусматривающее,
кроме выполнения обязательных физических упражнений (гимнастических,
дыхательных упражнений, спортивных и прикладных приемов борьбы), также
соблюдение норм «правильного» поведения, мышления, образа жизни. Процесс
обучения как во «внутренних», так и во «внешних» школах не сводился только к
освоению различных приемов, а был рассчитан на долгие годы занятий и
представлял собой широкую «поведенческую» программу, главной целью которой
было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.
Опыт психофизического тренинга
сохранился в Китае до наших дней. Его методы используются в повседневной жизни
- от искусства составления букетов до военно-спортивных состязаний.
История у-шу знала и периоды расцвета,
и периоды упадка. В эпоху династии Тан (618-907 гг.) у-шу было необычайно
популярно. Все воины, офицеры и солдаты перед продвижением в чине должны были
проходить проверку на владение искусством у-шу, Наивысшим мастерам
присваивались титулы «воин храбрости» и «воин ловкости». Во времена династии
Сун (960-1279 гг.) у-шу стало еще более многообразным. Появились артистические
трюки, распространились театрализованные представления, во время которых
демонстрировались виртуозное владение оружием и приемы борьбы с «голыми» руками
против вооруженного противника.
Для восстановления справедливости,
«нарушенной» в начале, нельзя умолчать о том, что среди выдающихся мастеров
владения мечом в те времена было немало женщин. Одна из них, По имени Юэнью,
была приглашена императором во дворец поделиться своим искусством с мужчинами.
Затем в период династии Цин (1644-1911
гг.) простолюдинам было запрещено заниматься у-шу. У-шу ушло в подполье.
Образовались различные тайные школы, группы и общества.
Самое широкое распространение у-шу
получило после образования в
1949
г. Китайской Народной Республики. С первого Класса в
начальных и средних школах введено преподавание у-шу как обязательной
физической подготовки. Причем широкое изучение боевых приемов запрещено. В
специальных школах готовят г спортсменов у-шу. Таких спортивных школ великое
множество, изучаемая в них «техника» очень разнообразна (сотни и тысячи
приемов). Действительно, у-шу - самый массовый национальный вид физической и
спортивной подготовки!
Но рамки у-шу не ограничиваются лишь
физкультурой и спортом. С древнейших времен у-шу неразрывно связано с национальным
танцем и театром. Еще в средние века были разработаны приемы «специального
боя». Эти приемы сохранились до настоящего времени на сцене Китайской оперы и
в выступлениях акробатов. Многие движения у-шу входят в пластику современных
танцевальных драм, в балет и театрализованные представления.
Как видите, сложно дать какое-то общее определение у-шу.
Это - сплав гимнастических комплексов
и дыхательной гимнастики, включающих в себя элементы акупрессуры и имеющих
оздоровительное и лечебно-профилактическое значение, это - и спорт, и воинское
искусство, это - и психофизический тренинг, и изобразительное искусство, это -
философская система, определяющая взгляд на мир и даже сам образ жизни.
Условно в у-шу можно выделить три
направления: оздоровительное, спортивное и военно-прикладное, причем каждое
последующее направление включает в себя предыдущие как неотъемлемую часть.
Поэтому можно образно сказать, что у-шу боевой Направленности является вершиной
громадной горы под названием у-шу.
У-шу оздоровительной направленности
включает в себя комплексы гимнастических упражнений, базовые движения
тела (бедер, рук и ног), упражнения на
отработку пластики перемещении, дыхательные упражнения и комплексы массажа, комплексы так называемых формальных упражнений -
тао, объединяющих все указанные выше составляющие.
Мы специально не останавливаемся на
философских основах у-шу, которые сложны и связаны с древними и современными
религиозными системами Китая. Целесообразно прояснить те составляющие у-шу,
какие представляют наибольший практический интерес.
Ориентируясь на массового читателя и
оставляя в стороне по известным причинам воинскую часть у-шу, мы хотим вас
познакомить с элементами гимнастики одной из «эзотерических» «внутренних» школ
у-шу - школы «Цай» (змея), одного из ответвлений направления удан-пай (змеи и
птицы), известного в Китае и за его пределами.
Чем же интересна эта гимнастика у-шу?
Обладает ли она какими-либо преимуществами по сравнению с «европейскими»
гимнастическими системами?
Главное отличие и преимущество
гимнастики у-шу в комплексном воздействии на организм. Гимнастические
упражнения школы «Цай» сочетают в себе разминочное воздействие на суставы, мышцы
и сухожилия с дыхательной гимнастикой, элементами акупрессуры и общего
массажа. Поэтому эффективность этих упражнений существенно выше, чем у
европейских гимнастик. В спортивном аспекте гимнастика школы «Цай» также
выгодно отличается своей универсальностью от «европейских» спортивных
единоборств, базирующихся на наборе приемов. Основу спортивного у-шу
составляют «базовые движения», используемые при выполнении самых различных
приемов. При этом обеспечивается замечательная вариативность: если прием не
проходит на одном базовом движении, неизбежно следует его проведение на другом
базовом движении и так далее.
Занятия гимнастикой у-шу развивают
силу, гибкость, координацию движений, имеют большое
оздоровительно-профилактическое значение, оказывают положительное
психофизическое воздействие и (что также немаловажно) доступны людям с различным
уровнем физической подготовки. Освоение этих гимнастических комплексов и
базовых движений помогает также приобрести навыки целенаправленного
использования вашей силы при выполнении различной тяжелой работы (при поднятии,
переносе и перекладывании тяжестей), развивает координацию движения и
ловкость.
Интересно, что по результатам японских
исследований, занятия у-шу способствуют повышению производительности труда на
конвейерных линиях.
Эти упражнения можно использовать и в
качестве производственной гимнастики для снятия усталости и придания бодрости
при напряженном умственном и физическом труде, причем большинство из них не
требуют дополнительного пространства и специальных условий.
>>> ПЕРЕЙТИ К ОПИСАНИЮ КОМПЛЕКСА <<< |